Клюкина Валерия Михайловна

Патриотическое воспитание младших школьников в современных условиях

 Патриотическое воспитание младших школьников в современных условиях.


Подготовлено Клюкиной В.М.



Развитие любого государства определяется рядом объективных и субъективных факторов, среди которых особое место занимают освоение и принятие личностью действующих в данном государстве правил, норм и законов, выполнение каждым гражданином общепринятых обязанностей.

Патриотизм в буквальном смысле слова означает любовь к Родине, такой, какая она есть, со всеми ее достоинствами и недостатками. Патриот – человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу. Патриотизм это высокое, доминирующее чувство. Патриотизм – база любой идеологии. Если патриотизмом охвачено большинство народа, значит, это общество обладает силой, способной решить любую проблему.

В 90-е годы XX века, высокое чувство патриотизма было подорвано. Сейчас стоит задача возродить его у всех наших граждан, на примере объективного освещения исторического прошлого, политического идеологического, экономического состояния государства, на выработке непримиримости современным недоброжелателям и врагам Отечества, на исключении превосходства одних людей над другими, проявлением шовинизма, национализма и нацизма в России.

Воспитание патриотической направленности является одной из важных задач воспитания в младшем школьном возрасте, хотя традиционно большинство программ направлены на патриотическое воспитание учащихся среднего и старшего звена.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Прежде чем рассматривать понятие патриотической направленности, нужно рассмотреть понятия патриотизма и патриотического воспитания. Понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание» в силу своей значимости привлекали к себе внимание ученых из различных областей знания: философии, психологии, педагогики.

В «Толковом словаре» В. Даля «патриотизм  – это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу; привязанность к месту своего рождения, месту жительства

Педагогический энциклопедический словарь рассматривает категорию «патриотизм» как «любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде»

Н.М. Карамзин в статье «О любви к отечеству и народной гордости» определяет патриотизм «как любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях».

В.Г. Белинский определяет чувство патриотизма как нравственное качество, которое придает личности социальную значимость: «Любить свою родину - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому»

Особое место занимают идеи К.Д. Ушинского. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, – писал он, – так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями»

Забота об общем благе, преодоление личного и группового эгоизма, идея родовой сущности человека содержится у Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского

Патриотизм советского народа, проявленный в годы Великой Отечественной войны, показал, что героизм фронта и тыла – это не единовременный порыв фанатиков, ослепленных идеологией, а закономерный результат длительного процесса формирования личности патриота своей страны – защитника Родины, достойного гражданина Отечества, опиравшегося на богатейшую многовековую историю, культурные и героические традиции, на высокую жертвенность во имя свободы и защиты Родины. «Патриотизм – подчеркивал В.И. Ленин, - одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств

Т.Н. Мальковская в работе «Актуальные проблемы формирования социально активной личности», относя патриотизм к нравственным качествам, включает в его содержание «любовь к Отечеству, готовность к его защите, труд на благо Родины, неразрывную связь с интернационализмом, непримиримость к любым проявлениям национализма и шовинизма, приверженность к социалистической культуре, знание национальных традиций, национальное достоинство, гордость и честь, что находит свое воплощение в гражданственности

Н.К. Крупская, ориентируя воспитателей на расширение детского кругозора, подчёркивала, что основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут А.С. Макаренко отмечал огромную роль семьи в патриотическом  воспитании детей В.А. Сухомлинский  указывал, что «любовь к Отечеству становится силой духа тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем

По мнению А.Н. Вырщикова, российский патриотизм питается «исторической памятью, культурой, связан национальными корнями, священно выполняет заветы предков: беречь и защищать Россию»

Особое место в условиях современной России А.Н. Вырщиков отводит гражданскому патриотизму, основу которого составляет «любовь к Родине, национальное самосознание, гражданская мораль и естественная поддержка природных инстинктов: гордость за свою семью, дом, свой народ, двор, спортивный клуб, город, регион, страну

На данный момент разработано достаточное количество авторских программ патриотического воспитания младших школьников. В данной работе рассмотрены четыре программы по патриотическому воспитанию школьников, включающие в себя различные компоненты, методы и приемы, решающие задачи городского, краевого и республиканского уровня, создающие условия для формирования социально-значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений.

Для выявления уровня развития патриотического воспитания младших школьников было проведено практическое исследование, в котором приняли участие дети младшего школьного возраста, 1-го класса, школы № 2009, 25 человек, 14 мальчиков и 11 девочек.

Для выявления патриотической направленности использовались методы наблюдения, анализа продуктивной деятельности, беседа по вопросам. С этой целью был составлен опросник беседы, состоящий из 5 блоков: родная страна, символика, экологические знания, культурно-исторический компонент, личностный компонент, всего 25 вопросов, оценивались знания по каждому блоку отдельно.

Опросник оценивал когнитивный компонент направленности.

Высокий уровень-

Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта, одежду, героев, сказки; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

Средний уровень-

Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого. 

Низкий уровень-

Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

Для выявления уровня развития патриотического воспитания был проведен контрольный эксперемент, который показал, что у данной группы школьников преобладает средний уровень сформированности когнитивных элементов патриотической направленности. Наименее сформированы знания по таким блокам как государственная символика – 33% детей не знают, как выглядит государственный герб страны, города, не знают государственный гимн, значение и порядок цветов государственного флага. 37% детей плохо знают историю родной культуры, не могут назвать народные игрушки, праздники и т.д.

Таким образом, контрольный этап показал, что существует потребность в разработке дополнительной программы патриотического воспитания для младших школьников.

С этой целью был подготовлен и проведен формирующий эксперимент, который проходил с октября 2013 по май 2014гг. Целью данного эксперимента было формирование системы ценностных отношений, патриотизма младшего школьника к Родине.

Задачи:

- Содействие героико-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию младших школьников;

- Создание условий для формирования гражданского и национального самосознания обучающихся;

- Формирование нравственной позиции школьников с использованием воспитательного потенциала краеведения;

-Развитие культуры общения и формирование гуманных межличностных отношений.

Участники программы: учащиеся 1 класса, педагоги, родители обучающихся, социум.

Для успешной реализации программы использовано систематическое проведение предусмотренных в ней занятий на протяжении всего учебного года, тщательный отбор материала, особенно его регионального компонента, заинтересованность детей и их родителей. Каждое мероприятие должно было оказывать нравственно-эмоциональное воздействие на младших школьников.

Во внеурочной деятельности были использованы такие приемы как экскурсии по Москве, краеведческие музеи, беседы, например на тему «Мой адрес во вселенной», классные часы, организованы фото выставки и выставки детских работ. К работе были привлечены родители детей, их друзья и близкие.

Результаты повторного опроса-беседы показали, что, уровень знаний о родной стране вырос на 13%, у большинства детей – средний и высокий уровень знаний.

Уровень знаний о символике страны вырос на 23%.

Уровень экологических знаний вырос на 15%.

Уровень культурно-исторических знаний вырос на 23%.

Личностный компонент повысился на 12%.

Наиболее сформированными оказались экологический компонент и знания символики.

В связи с этим была разработана программа патриотического воспитания в 1 классе, которая реализовывалась как на уроках, так и во внеклассной деятельности, то есть был использован комплексный подход.

Основные направления программы:

- гражданско-правовое

- духовно-нравственное

- историко-краеведческое

- военно-спортивное

- героико-патриотическое

На уроках литературного чтения патриотический компонент включает воспитание любви к родному краю через понимание красоты родной природы и эмоционально-ценностного содержания лирических произведений А.С. Пушкина, А.К. Толстого, Г.М. Новицкой, а также прозаических рассказов Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского. Также дети знакомятся с мудростью и емкостью русской сказки, героическим эпосом Древней Руси.

На уроках русского языка у детей формируется понимание красоты русского языка, дети знакомятся с его богатством, историей через отдельные слова, формируется понимание места русского языка в культуре и истории России.

На уроках ИЗО дети через знакомство с репродукциями известных художников, а также собственную изобразительную деятельность учатся видеть красоту родного края, его природы, формируется эмоционально-ценностное отношение.

На уроках технологии дети знакомятся с русским народным костюмом, народной куклой и пробуют изготовить элементы сами.

На уроках окружающего мира дети знакомятся с богатством родной природы, осознают ее ценность и уникальность, необходимость беречь это богатство.

Во внеклассной деятельности были задействованы такие формы как классный час; беседа; конкурс; спортивная эстафета; литературно-музыкальный вечер; экскурсия; спектакль.

В результате контрольного исследования выявлено, что уровень знаний о родной стране вырос на 13%, у большинства детей – средний и высокий уровень знаний.

Уровень знаний о символике страны вырос на 23%.

Уровень экологических знаний вырос на 15%.

Уровень культурно-исторических знаний вырос на 23%.

Личностный компонент повысился на 12%.

Наиболее сформированными оказались экологический компонент и знания символики.

Наблюдение показало, что у детей усилилось положительное отношение к своей стране, повысился общий уровень знаний о Родине, конкретных представлений, вырос уровень познавательных мотивов при обсуждении патриотических тем, а также вырос уровень сформированнности конгнитивно-эмоционального компонента патриотизма.

Анализ проведенной работы показывает, что целенаправленная работа по патриотическому воспитанию младших школьников дает положительные результаты как в нравственном развитии, так и познавательной деятельности учащихся.

Спасибо за внимание.


22 ноября 2016 в 15:44

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.